«Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства…»
Л. А. Сенека
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения….
Э. Хаббарт
Каждый из нас проходит путь через детский сад, школу, институт. Конечно, все родители хотели бы, чтобы их ребенок учился в лучшей школе города или даже страны. Родители сутками просматривают отзывы о школах, узнают мнения своих знакомых. Будучи ученицей, я нахожусь внутри школьной системы, что позволяет мне писать о школе. Мир изменяется, меняются правила, люди, стандарты. Школе всегда отводилась в любом обществе особая роль. На мой взгляд, самое главное предназначение школы – это не только привитие интереса к учебе, но и сохранение той естественной любознательности, с которой ребенок приходит в школу. Именно школа должна научить человека быть успешным, чтобы обеспечить успешность в процессе жизненной самореализации в системе социальных отношений. Школа – это необозримый мир знаний и открытий, это первый и последний звонок, это дистанция длиной в одиннадцать лет, старт и финиш, длинный лабиринт, в конце которого находятся большие двери... Всё главное в судьбе человека начинается именно с нее. Словом, школа – это начало взрослой жизни.
Я учусь в школе №29 города Хабаровска, Которая располагается по адресу ул.Союзная – 1 Индустриального района. 4 марта нынешнего 2011 года ей исполнилось 50 лет. На ум приходят следующие строки:
Когда осенним хмурым днем
Впервые в школу я вошла,
Меня овеяло теплом,
Как от не жгучего огня.
Брела я медленно по холлу.
Мне было незнакомо всё.
Теперь я знаю свою школу
И каждый уголок её.
И по знакомым коридорам
Привычно направляюсь в класс
И вопреки всем разговорам
Идти я рада каждый раз.
И хоть теперь мне всё знакомо
Но в хмурый день, как в первый раз.
Меня теплом согреет школа…
И я войду в знакомый класс.
Строительство нашей школы было начато в октябре 1959 года.10 февраля 1961 года строительство закончилось, и 4 марта прозвенел первых звонок в школе №29.
Из воспоминаний Пермяковой Анны Павловны, бывшего учителя 29-ой школы, проработавшей в ней 25 лет:
"В послевоенные годы началось интенсивное строительство домов, школ, магазинов в Индустриальном районе г.Хабаровска. По улице Краснореченской и Союзной построили пятиэтажные дома. Мы с мужем получили квартиру рядом со школой №29, но ее еще не было: она быстро строилась. Комсомольская бригада ее строила и ночью. Было лето и я слышала, как тихой ночью молодые люди задорно переговаривались друг с другом, освещенные прожекторами."
Прошло время... И вот юбилей.
Пятьдесят лет – немаловажная дата для учреждения, где воспитываются дети. Ведь это означает, что на протяжении полувека здесь воспитывались и учились, находили новых друзей и товарищей, и что именно здесь росли будущие инженеры, учителя и политики.
Директора и завучи школы
Первый директор приступил к исполнению своих обязанностей 09.08. 1960 года на основании приказа Хабаровского городского отдела народного образования. Им был Бацунов Алексей Минович. Все хозяйственно-административное обеспечение легло на плечи первого директора . Вот как вспоминает о нем ветеран педагогического труда Рукавишникова Любовь Петровна:
"В нашу школу я пришла из 56-ой. Директор, Бацунов Алексей Минович, как говорят, "директор от Бога", он умел работать с коллективом учителей и с родителями. Вовремя мог поругать, а когда надо и похвалить. В спорных вопросах всегда был на стороне учителя. Алексей Минович был не только администратором, руководителем, но и воспитателем. Вызывая к себе, мог отсчитать за что-то, интересовался семейным положением, хорошо знал детей учителей, следил за нашим педагогическим ростом».
Большая заслуга "лежит на плечах" Алексея Миновича. Быть первым директором, все равно, что писать книгу. Казалось бы, все продуманно, каждая мелочь уже отложилась в голове и ты все знаешь наперед, но что бы написать нужно время. Алексей Минович сразу усвоил "на отлично": впереди кропотливая и ответственная работа. Но это не испугало его. И первый звонок, прозвеневший 4 марта 1961 года, стал праздником не только для директора, но и для всего коллектива учителей, а так же для первых учеников. Ведь открытие школы дало старт новым знакомствам, открытиям, звездным часам ученичества, а значит, и учительства.
Вот воспоминания Спасской Татьяны Семеновны - учителя математики с 1969 по 1982г, а так же бывшей ученицы школы:
"Школа №29 - это не только место моей работы, но и учебы. В 1961 году несколько семиклассников, окончивших шк.№24, встали перед выбором - где учиться дальше, хоть выбор был не велик - школа №19 или №29. Выбрали новую, только что открывшуюся 29-ую. Учителя нас встретили разные, у каждого свой подход, своя методика.Из всех преподавателей мне больше всего запомнились Гальцева Н.И - учитель математики и Смотров А.А - учитель физики...."
Но не только Алексей Минович старательно вкладывал все свои силы в развитие школы. Большой вклад внесла и второй директор - Деева Августа Макаровна. С большим уважением и благодарностью вспоминают учителя и ученики годы, проведенные вместе в стенах школы. На посту директора она пробыла с 1971 года по 1975. Пусть срок этот и не велик, но нельзя не оценить ту работу, которую провела Августа Макаровна. Воспоминания Рукавишниковой Л.П.:
"Деева Августа Михайловна и завуч Любицкая Д.В очень много делали для эстетического развития, в школе работали в этом направлении кружки, был отличный школьный хор. Даже в начальных классах мы привлекали родителей к работе в кружках. Например, у меня велся кукольный (родители шили кукол, наряды), мы выступали в детских садах и в других класса. Августа Макаровна мне запомнилась как тонко душевный человек, она могла по взгляду определить настроение учителя, расспросить, если нужно и можно - помочь. При ней у нас даже получали квартиры, конечно не без ее участия".
Кружковая работа играет огромную роль в деле развития в учащихся элементов коллективизма, углубления и изучения знаний по учебным предметам. Августа Макаровна придавала большую роль внеклассному воспитанию детей в нашей школе.
Третьим директором школы стал Горохов Эдуард Тимофеевич. Руководил учреждением с 1975 по 1978 гг. За этот короткий период школа выпустила трёх медалистов. В те времена медали давались с большим трудом, именно поэтому это считается огромным плюсом для Горохова Э.Т. Это был принципиальный, справедливый и грамотный руководитель, для которого учеба школьников была на первом месте. А после уроков коллектив школы участвовал в спортивных соревнованиях и смотрах художественной самодеятельности, занимая призовые места.
Четвертым директором стала Дмитриенко Анна Никитична. На этом посту она пробыла 20 лет с 1978 по 1998г.
С приходом к руководству школой Анны Никитичны очень много было сделано для материально-технической базы и улучшения учебно-воспитательного процесса. С самого начала трудового пути Дмитриенко Анна Никитична получала благодарности и почетные грамоты. Стаж ее работы не мог не отразиться на качестве руководства. Чего только не было в школе за эти годы. Снова школьные реформы - всеобщее среднее образование, введение 4-х летнего начального образования, введение общественно-полезного труда, превращение 10-летнего .
Вот как вспоминает о ней Строгина Светлана Валерьевна, учитель истории: «Я пришла работать в эту школу в 1992 году сразу после окончания института. Директором была Анна Никитична. Она меня встретила как родную дочь со словами: «Бояться не надо, нужно быть уверенной в себе , иначе если дети почувствуют твою неуверенность, то всё пиши пропало…» Часто приходила ко мне на уроки, давала советы, обучала методике. Благодаря Анне Никитичне у меня начался профессиональный рост, я очень ей
благодарна за поддержку».
С 1998 года и по 2001 год директором был Доможиров Виктор Владимирович. В первый класс я пошла в 2001 году. 1 сентября показалось мне тогда особенным. Я помню того маленького мишку, которого Виктор Владимирович пригласил специально для нас. Хочу сказать, что при нем школа обрела праздник. Каждую субботу проводились вечера для учеников.
Виктор Владимирович тонко чувствовал, чего хотят ученики, и давал им это по мере возможности. Но и учебный процесс не останавливался. При нем работа не прекращалась в школе даже ночью. Свою энергию и позитив Виктор Владимирович распространял на весь коллектив.
С 2001 по 2003 г. на посту директорабыл Бессонов Дмитрий Юрьевич. Большой акцент он делал на состоянии учреждения. Везде должен был быть порядок, начиная с порога школа и заканчивая школьной доской. Помню, как будучи второклассницей,я сидела на уроке математики. К нам зашел новый директор и внимательно осмотрел кабинет. Это был Дмитрий Юрьевич - высокий, стройный мужчина в деловом костюме. В последующем он часто делал такие визиты.
С 2003 по 2017 г. на посту директора Лобастора Лариса Борисовна. С ее приходом на эту должность, многое изменилось. Школа похорошела, силами родителей и спонсоров школы был сделан хороший ремонт, заменили двери во всех кабинетах, создан замечательный компьютерный кабинет, открылось много кружков, и школа стала работать и развиваться по многим инновационным направлениям.
С 2017 г. и по настоящее время пост директора занимает Гречишникова Елена Викторовна.
На сегодняшний момент школа осуществляет инновации в нескольких направлениях:
u Воспитательная система школы "Растим гражданина"
u Обучение в начальных классах по программе "Школа России"
u Коррекционные классы по системе Шевченко
u Элективные курсы
u Предпрофильное обучение в 9-ых классах
u Профильное обучение в 10-11 классах
u Использование ИСО на уроках
Труд директоров сделал школу такой, какая она существует сейчас. Безусловно в этом им помогали и завучи школы. Они всегда работали долго и были людьми исполнительными, трудолюбивыми и скромными. С момента основания их было 21 человек.
Садовенко Андрей Степанович Мищенко Галина Семеновна
Дубкова Нина Александровна Любицкая Дина Викторовна
Шевченко Диана Дмитриевна Лисафьева Галина Андреевна
Белецкая Наталья Матвеевна Маковейчук Екатерина Сергеевна
Окладникова Любовь Петровна Хабарова Валентина Александровна
Косова Ольга Георгиевна Губарева Светлана Александровна
Заболоцкая Ирина Николаевна Гудина Ольга Генадьевна
Шеремет Татьяна Арнольдовна Торшина Светлана Валерьяновна
Строгина Светлана Валерьевна Бумажникова Ольга Олеговна
Очередник Анна Александровна Голышева Екатерина Сергеевна
Соснерж Олеся Евгеньевна
Основными направлениями деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе являются:
· Организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль над развитием этого процесса;
· Методическое руководство педагогическим коллективом;
· Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.
Каждый достоин медали. Ведь наши завучи так же родители и прекрасные учителя. О каждом можно уверенно сказать: всегда энергичный, целеустремлённый, уважаемый учащимися и их родителями.