Краевой инновационный комплекс
«Формирование языковой культуры личности обучающегося в условиях полиэтнической образовательной среды»
(на примере Хабаровского края)
"Формирование языковой культуры личности обучающегося по средствам музейно-педагогической деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды"
(2017 -2019 гг) |
|
Объективные данные показывают, что в Хабаровском крае, в связи с усилением потока миграционно-активных диаспор и увеличением числа трудовых мигрантов с негативной тенденцией анклавного расселения и самоизоляции, актуализируются вопросы их интеграции. этнокультурная компетентность представляет собой «уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения, возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции. Этнокультурная компетентность как интегративное свойство личности, проявляется в объективных представлениях, знаниях об этнических культурах, умениях, навыках и моделях поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, формируется в ходе полиэтнического образования |
Руководители экспериментальной площадки
Гречишникова Елена Викторовна, директор МБОУ СОШ №29
Бумажникова Ольга Олегована
и.о.зам.директора по УВР
Торшина Светлана Валериановна
зам.директора по ВР |
Заявка
на присвоение статуса в инновационной инфраструктуре в сфере образования
Программа
инновационной деятельности
План
инновационной деятельности |
Инновация проекта: Создание модели формирования языковой культуры личности обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды образовательной организации
Актуальность: создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей как сохранению и развитию русского языка и культуры, так и консолидации народов края на основе диалога культур.
Цель инновационной деятельности: Формирование языковой культуры личности обучающегося по средствам разработки модели музейно-педагогической деятельности в условиях полиэтнического пространства школы.
Задачи инновационной деятельности:
1. Разработать экспозиции тематических модулей в содержании МКОД:
-музей народов Приамурья;
-музей российской культуры на 1 и 3 этажах помещения школы.
2. Создать стендовые экспозиции, выставочные витрины, виртуальные экспозиции по тематическим модулям МКОД.
3. Разработать и апробировать программы внеурочной деятельности школьников на основе тематических модулей МКОД.
4. Развивать социальное сетевое партнерство в рамках МКОД.
5. Провести мониторинговые диагностические исследования, выявить уровень проявления этнокультурной компетентности школьников на внедренческом и рефлексивном этапах инновационной деятельности в условиях поликультурного пространства школы.
Этап проекта работы над проектом 2017-2019 гг.:
1.Подготовительный этап - (I полугодие 2017- I полугодие 2018)
2. Внедренческий этап - (II полугодие 2018- I полугодие 2019)
3. Рефлексивный этап - (II полугодие 2019 г.) |
Научный руководитель краевого инновационного комплекса
Кулеш Елена Васильевна, к.психол.н.,
руководитель Ресурсного центра
доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО "ТОГУ"
|
«Творческая группа педагогов по
индивидуальному сопровождению детей-билингвов»:
•проведение народных праздников,
игры «Знакомство с культурой народов России»;
•организация фотоконкурсов
•проведение тренинговых занятий
•проведение классных мероприятий «Учимся дружить»
• участие детей – билингвов в
школьной научно – практической
конференции (5 класс);
•проведение логопедических занятий для учащихся – билингвов (2 класс). |
Продукты инновационной деятельности:
•Программа по изучению народного творчества и регионального компонента совместно с музеями г. Хабаровска;
•Программа внеурочной деятельности "Народы Приамурья";
•Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей-билингвов.
•Музейные уроки и проекты по созданию книжек-малышек по УНТ по литературному чтению и окружающему миру ( начальная школа, 1-4 кл.);.
•Проект "Интерактивная карта: литературный Хабаровск" ; Просветительско-культурный проект "Литературная гостиная;
•Виртуальная экскурсия «Народы Приамурья».
•Конспекты музейных уроков по географии , истории и биологии ,сценарии праздников, классных часов.
•Альманах «Коренные народы Приамурья в годы Великой Отечественной войны» к 75 - летию Великой Победы.
Планируемые результаты деятельности:
Становление личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде.
Развитие языковой культуры и поликультурного мышления.
Идентификация личности в многокультурном обществе и ее интеграция в поликультурное мировое пространстве. |
«Формирование языковой культуры
в образовательной области "Филология"
(урочная и внеурочная деятельность)»:
• литературные гостиные,
• исследовательская деятельность
"Хабаровск литературный"
• сбор информации о
литераторах – дальневосточниках;
• разработка литературной
экскурсии по улицам Хабаровска,
• проект "Интерактивная карта: литературный Хабаровск».
|
«Народы Приамурья (5-8 класс)»:
•разработка и реализация программы
"Народы Приамурья";
•разработка музейных уроков
•выпуск альманаха «Коренные народы Приамурья в годы Великой
Отечественной войны»
•создание виртуальной экскурсии «Народы Приамурья». |
Наши партнеры
• ДНГБ, КГБПОУ Хабаровский педколледж, МБОУ СОШ № 76, МАУ ДО ЦЭВД Отрада; МАУ ДО ЦТД Радуга талантов, МКОУ СОШ с. Сикачи-Алян, Хабаровского муниципального района Хабаровского края
• МОУ ДОД ДЮЦ «Поиск», МОУ ДОД ДЮЦ «Народные ремесла»
•Дошкольные учреждения : д/с № 2, 205 |
«Музей русской культуры»
(1-4 класс):
•разработка и реализация
программ совместно с
музеями г. Хабаровска;
•проведение музейных уроков
•организация мастер-классов по созданию книжек-малышек;
•разработка сценариев праздников
и их проведение. |
17 мая 2017 г
«Живое краеведение»
(результат изучения творчества Петра Комарова) |
|
29 ноября 2017 г
"Сердце матери»
(творчество юных поэтов) |
МЫ РАБОТАЕМ
|
Отчет об инновационной деятельности
за 2018-2019 учебный год |
|
Сценарий литературной гостиной
"Культура украинского народа -
самобытное духовное наследие" |
Программа внеурочной деятельности
"Родное Приамурье"для 5 класса |
Сценарий мероприятия "Живин день"
для учащихся 2-4 классов |
30 сентября 2017 г. учащиеся 8-ых классов прошли по военно-историческому маршруту «По следам почтовых строчек…(Письма военных лет)» совместно с научными сотрудниками Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова. Целями экскурссии стали
- приобщение широкой аудитории хабаровчан к героическим страницам истории Хабаровска - города воинской славы - периода Великой Отечественной войны;
- знакомство с особенностями работы почтовой службы в годы войны, публичным уличным радиовещанием, агитационными плакатами и листовками. |
|
23 ноября 2018 года на базе Педагогического института
Тихоокеанского государственного университета проходила
Всероссийская конференция с международным участием
«Психология профессиональной деятельности: проблемы,
содержание, ресурсы». В ходе конференции был проведён
Международный молодёжный квест-фестиваль
«Культурная палитра народов Приамурья»
для студентов и гостей фестиваля
страница квест-фестиваля
|
29 октября 2017 г. учащиеся нашей школы совершили этнографическую экспедицию «Петроглифы Сикачи-Аляна».
Цель экспедиции: познакомиться с историей и культурой народов Приамурья, увидеть одно из "семи чудес" Хабаровского края - петроглифы – древние рисунки на камнях, фактически ровесники египетских пирамид.
Во время мероприятия ребята узнали легенды и мифы, а также научные факты про эти древнейшие памятники археологии, соприкоснулись с культурой коренных народностей Дальнего Востока – нанайцев, получили массу положительных эмоций. Программа включала: экскурсию на нижние петроглифы, экскурсию в музее нанайской культуры. |
|
|
30 ноября 2017 учащиеся 6-7 -ых приняли участие в III Царевских чтениях "Царёв. Хабаровск. Россия"
Открыла "Царёвские чтения" Пысина Галина Александровна, член союза российских писателей, руководитель литературной площадки ДВГНБ "АмуриЯ".
К участию в чтениях были приглашены
библиотекари, писатели, критики , историки, культурологи, работники издательств, преподаватели русского языка и литературы, творческая интеллигенция, журналисты, студенты и школьники. С материнским словом обратилась мама поэта - Екатерина Семеновна Кириллова. Во время встречи звучали стихи И. Царёва и стихи, ему посвященные, зачитывались студенческие работы по творчеству известного поэта. |
|
|
В Дальневосточной государственной научной библиотеке 1 декабря 2017 года состоялась встреча, посвященная памяти Всеволода Петровича Сысоева, популярного дальневосточного писателя и общественного деятеля.
На вечере выступила внучка Всеволода Петровича Сысоева, рассказала интересные факты из жизни дальневосточного писателя. Также выступила директор Приамурского зоосада имени В.П.Сысоева. На данной встрече учащимся нашей школы были подарены книги со стихами дальневосточных поэтов. Была намечена дальнейшая работа и сотрудничество с представителями семьи Сысоева, с Приамурским зоосадом имени Сысоева. |
|
|
В рамках краевого инновационного комплекса «Формирование языковой культуры личности обучающегося в условиях полиэтнической образовательной среды» (на примере Хабаровского края) и плана работы творческих групп, научными сотрудниками Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова 13 декабря 2017 года была проведена лекция-погружение «Гражданская война в России» и лекция-экскурсия «Битва за российский «престол». Лица, символы и судьбы" для учащихся 9 классов. |
|
|
В рамках краевого инновационного комплекса «Формирование языковой культуры личности обучающегося в условиях полиэтнической образовательной среды» (на примере Хабаровского края) и плана работы творческих групп, совместно с научными сотрудниками Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова 15 декабря 2017 г. в музее было проведено занятие «Мир горных пород и минералов Приамурья» » для учащихся 6 В класса. |
|
|
|
|
| |
|