Повышение уровня культуры обучающихся как результат построения системы воспитательного пространства школы
Александрова Наталья Александрована, Анненкова Елена Николаевна ззаместители директора по УВР МОУ СОШ № 29 г. Хабаровска, руководители экспериментальной площадки школы «Повышение уровня культуры субъектов-участников образовательного процесса». Кулеш Елена Васильевна, к.психол..н., старший преподаватель кафедры "Психология" Дальневосточного государственного гуманитарного университета, научный руководитель экспериментальной площадки.
Воспитательная работа в школе является одним из важных аспектов организации грамотного взаимодействия педагогов, сопровождающих детей взрослых и подрастающего поколения обучающихся, результатом которого является качественное преобразование каждого. Механизмом последнего для авторов представленных материалов является повышение культуры всех субъектов образовательного процесса школы. В публикации предлагается разработки, необходимые для работы завучам по воспитательной работе общеобразовательной школы.
Ключевые слова: воспитательная система школы, культура, взаимодействие субъектов образовательного процесса, содержание воспитательной деятельности в школе.
Психолого-педагогическое сопровождение подрастающего поколения осуществляется в большой социо-культуро-психо-педагогической системе взаимодействия внутренних и внешних относительно человека составляющих. Не забывая о трактовке гуманистической педагогики и психологии, где движение в образовании происходит к Человеку, коллектив школы заинтересовал вопрос о результатах этого движения, которыми определяются качественное содержание личностных ориентиров и присвоенных ценностей выпускниками школы. Феноменом и сущностью подобного насыщения, на наш взгляд, является культура. Мировоззрение и образ жизни, решения и поступки, способы представления себя и форма выбранного поведения – показатели, отражающие внутреннее содержание человека (или внутренняя культура).
Без обогащения внутренней культуры деформируется и внешняя ее сторона. Без образования не могут быт заложены основы новой культуры. Сегодня обучающимися общеобразовательной школы стали дети, показывающие по диагностическим исследованиям результаты различных уровней интеллекта, развития психики, социального статуса, психологического состояния, формирования личности, пр. Согласно заключению школьного психолога (МОУ СОШ № 29) по проблеме здорового образа жизни 25,2% учащихся 5-11-х классов курят, 46,2% употребляют пиво, более 40% сквернословят. Предложения компонентов культуры в качестве воспитания для дифференцированного сообщества разновозрастных учащихся – работа зачастую невыполнимая. В МОУ СОШ № 29 результаты диагностики разделили школьников на четыре группы: 24% (дети «группы риска» с особенностями поведения); 32% (дети «группы риска» с особенностями индивидуального психологического развития); 36% (дети «группы риска» с особенностями интеллектуального развития).
В этой связи, актуальность рассматриваемой воспитательной системы школы заключена в наличии осложненных условий передачи обучающимся воспитательных компонентов с содержательным их наполнением культуры. Воспитание подрастающего человека – тонкий духовный стержень взаимодействия всех окружающих его участников. К таковым мы относим как ближайшее окружение ребенка (родители, близкие, педагоги), так и служащих отделов социального сопровождения, специалистов. Поставленное в центр внимания взаимодействие необходимо систематизировать в особое психолого-педагогическое, юридическое, медико-социальное пространство, где субъектам-участникам образовательного учреждения определится роль активного участника, эмпатийного слушателя и самореализатора.
Проблемы
- отсутствие концептуального видения воспитательной деятельности в объединениях Центра, а лишь отдельные ее компоненты и реализуемые мероприятия;
- нет единой системы отслеживания идей, предложений, желаний, проблем и т.п. со стороны родителей и детей, посещающих учреждение, а так же системы контроля и самоконтроля по оценке результативности продуктов воспитательной деятельности.
- не определена единая концептуальная основа системы воспитания Центра исходя из предложений детских объединений, а также механизмы создания таковой.
- потребность в определении компонентов содержания системы воспитания и создании план воспитательной работы Центра.
А также
1. Отсутствие должного взаимопонимания между взрослыми (в частности педагогами) и детьми.
2. Незнание ряда элементарных культурных оснований в реализации деятельности (профессиональной деятельности!) педагогами: речевая культура, эстетические, духовные, этические нормы и пр.
3. Низкий культурно-информационный статус содержательного насыщения образовательного пространства: низкий уровень взаимодействия с отделами юридического, социального и медицинского назначения, отсутствие непосредственного коммуникативного взаимодействия с представителями ценностно-рефлексивной жизни человечества (музеи, театры, Церковь), малый объем информационных часов, собраний, факультативных занятий по культурной тематике (этика гендерных отношений, семейной жизни, психология самопринятия, самопознания; медицина и физиология человека; т.п.).
4. Необходима реализация проектной целенаправленной работы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению учащихся в классах ЗПР, детей, находящихся в социально-опасном положении, детьми асоциальных форм поведения.
Все вышесказанное сформулировало следующие противоречия
- между желанием взрослого населения осуществлять процесс грамотного сопровождения подрастающего поколения и недостаточным пониманием основных теоретических и практических методов и средств его реализации;
- между растерянностью родителей в принятии решений относительно предлагаемых жизненных ситуаций и отсутствием образовательной среды, позволяющей самостоятельно осознать пути сопровождения ребенка;
- между необходимостью педагогов и родителей активно участвовать в сотрудничестве с детьми и неорганизованным широким практическим взаимодействия между институтами социума.
Разрешение обозначенных проблем и построение в соответствии с их решением результативного воспитательного пространства школе, где в единое взаимодействие включатся все участники: дети, родители, педагоги, социальные партнеры, специалисты узких профилей, обозначилось в идеи построения концептуального видения воспитательной работы.
В качестве приоритетной идеи выдвигается духовная сфера развития человеческого в человеке, что предполагает результат о компетентной «жизни человека в мире культуры», самостоятельно вошедшим в культуру и сформировавшим личную культуру.
Стимулирование механизмов ИНКУЛЬТУРАЦИИ: построения такой деятельности, где участники образовательного процесса самостоятельно бы определились в смыслах, стратегиях, перспективах, ориентирах собственной жизни с учетом присвоенных и выбираемых ценностей, форм поведения, путях и способах реализации задуманного. Данная мысль напрямую сопряжена с воззрениями и рассуждениями авторов многих Программ воспитательного сопровождения детей разных возрастных групп [Невзоров М.Н. Школа жизни (антропоориентированный педагогический процесс. – Хабаровск, 2000; Примерная программа воспитания и социализации обучающихся: начальное общее образовани (проект). – М., 2009].
Педагогический коллектив школы принял решение о создании единой социо-культурно-образовательно-индивидуальной системы, где субъекты-участники воспитательного процесса школы смогли бы информироваться, организоваться, определиться, принимать культурные основы и основания, корректные для каждого в его жизни, дальнейшем росте и деятельности.
В качестве объекта как центральной идеи построения системы были выбраны общечеловеческие ценности и отношения людей как понимание одной индивидуальностью другой индивидуальности (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Прежде всего, это взаимоотношения как взаимный интерес к чувствам, переживаниям, личностным особенностям, мнениям и желаниям, готовность говорить о себе и спрашивать о переживаниях партнера.
Предмет построения системы воспитательного пространства школы опирается на принцип непрерывности от собственного мировоззрения каждого субъекта-участника образовательного процесса к позиции осознания общечеловеческих ценностей и структуры межличностных взаимоотношений.
Цель – создание в школе системы, состоящей из тематических направлений по реализации проектов сопровождения детей с особенностями социального, психологического и личностного развития, а также организации тематических направлений работы с единым культурологическим содержанием.
Научный аппарат и основные положения концепции воспитательной работы школы неоднократно обсуждаются на Педагогических советах и заседаниях методических объединений школы. Решение поставленных задач и достижение ожидаемых результатов основываются на следующих методологических позициях и научных принципах:
– антропоориентированное образование и принцип антропоцентризма (построение воспитательной системы, ориентированной на человека с его социальной ролью как ответственного, духовно-нравственного и сознателно-деятельностного) – А.Г. Асмолов, П.С. Гуревич, Л.Н. Куликова, М.Н. Невзоров, Е.А. Спирин, Л.А. Степашко и др.
– опора на проблему культурогенеза (обоснование феномена культуры как отношения человеку к миру, человека к человеку, выражая его ориентированность на условия бытия, на изменения этих условий, адаптации человека к целям и стремлениям) – Л.С. Выготский, П.С. Гуревич, М.С. Каган, В.А. Соколов и др.
– активизация деятельности субъектов воспитательной системы (проектирование, самореализация, переориентация) – Н.Н. Быстрова, Л.Н. Куликова, Л.П. Лазарева, др. Работа с целевыми группами.
– взаимодействие с социальными партнерами.
Поэтапное построение системы воспитательной работы распределилась в следующих позициях.
– Создание содержательно насыщенного пространство школы культурными компонентами. Единицы построения воспитательной работы с компонентами культуры, включенными во все планы работы педагогического коллектива школы определены на общем августовском педагогическом совете и приняты педагогами как руководство к реализации.
– Организация систематической и непрерывной работы взаимодействия субъектов-участников образовательного процесса с группами особых учащихся школы. Изначально было определено 3 группы – целевые (особенные) и 3 группы педагогов, закрепленных для работы с ними. Однако, начало работы показало, что большая часть детей, имеющие особенности интеллектуального развития и обучающиеся в классах КРО, не вошли в выбранные целевые собрания детей, что привело к искажению комплексной реализации работы с ними. В этой связи из перечня целевых групп дети с задержкой психического развития из состава таковых были исключены и для них разработана Программа работы в структуре интеграции. Остальные обучающиеся: школьники, имеющие особенности поведения и имеющие особенности личностного развития, включены в реализации проектов целенаправленной систематической работы, проводящейся еженедельно по группам;
– Психолого-педагогическое сопровождение участников (диагностика, групповые занятия, индивидуальные консультации).
Педагогический коллектив школы, приняв изложенные концептуальные и методические положения построения системы воспитательного пространства школы по повышению уровня культуры субъектов-участников образовательного процесса, приступил к работе. Этапность и наполнение взаимодействия определились в соответствии с условиями гипотезы, представленной для оценки эффективности.
Уровень общей культуры участников образовательного процесса повысится при выполнении ряда условий:
- расширение учебного плана школы и образовательных программ культурологическим материалом;
- создание системы сотрудничества школы с учреждениями культуры, дополнительного образования, музеями, Хабаровской Епархией в организации образовательного процесса;
- реализацию деятельности проектных групп с тематическими направлениями работы с особыми категориями детей.
|