УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ 

Г. ХАБАРОВСКА

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 29  

 

Функциональная грамотность

 

  

 

Функциональная грамотность - необходимая компетенция педагога.

   Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №?204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»., где прописано следующее: «При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: глобальную конкурентоспособность российского образования; вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

   Госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. №?1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней зафиксировано: «…сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)». В ФГОС прописано:

- изменение образовательной парадигмы -компетентностный подход;

- характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса - сотрудничество, деятельностный подход;

- доминирующий компонент организации образовательного процесса-практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;

- характер контроля - комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

   То есть владение функциональной грамотностью сегодня -это не просто норма, но и обязанность педагога.

 Как развить навыки функциональной грамотности

   Есть пять способов становления функциональной грамотности - они подходят не только школьникам, но и педагогам.

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций -своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.

5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

   Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.

 

Нормативно-правовые документы федерального уровня

- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспеченииработы по повышению функциональной грамотности

 

Нормативно-правовые документы МБОУ СОШ № 29

- Приказ о создании рабочей группы

- Приказ об утверждении плана мероприятий, направленных на повышение уровня функциональной грамотности

- Педагогический совет «Формирование функциональной грамотности обучающихся»

 

Полезные материалы

- Банк тренировочных заданий по оценке Функциональной грамотности

- Примеры открытых заданий PISA и заданий по совместному решению задач 

- Сборник информационных и методических материалов для педагогов 

- Уроки формирования функциональной грамотности

- Список литературы по функциональной грамотности

- Составляющие функциональной грамотности

 

Дата последнего обновления страницы 04.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения